И вправду цыплят по осени считают. Сказано не в бровь, а в самый глаз. На то она и народная мудрость, что слагалась, кочуя по временам и весям, - деревням, значится, как говорили в старину.
Вот и осень пришла. И уже в коллективах сельхозпредприятий взялись за подсчёт: что удалось достичь, а чего и нет. С полей убран урожай. Пашня отдыхает. Набирается сил. Земледелец оставил её в покое. На время. Правда, ещё вчера по ней прошлись трактора. Одни «дискатерами», иные пробороздили лемехами, а третьи укрыли тёмно-зелёным покрывалом озимые.
Землепашец может вздохнуть. Позади огромный труд, сопряжённый радостями и печалями, ожиданиями и крушениями надежд. Именно сейчас, на осень, приходится праздник людей, которые вершат державный труд. Выращивают хлеб. Хоть и праздник работников сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, в календарях помечен, однако торжества везде проходят, так сказать не «по календарю». Где-то раньше, где-то чуть позже. Это зависит от того, как, в какое время управились с хлебными делами. Но поговорить о делах надобно. Без этого никак. Обсудить назревшие вопросы, наметить на будущее цели, а при необходимости и признать ошибки, что возникали не по воле человека, а по капризному характеру её величества природы. Трудяга же при этом не нашёл рычаги противодействия погодным испытаниям.
Когда Альберт Давлетбаев, депутат наш в Курултае и руководитель известного теперь не только в Башкирии, но далеко за её пределами ООО племзавода «Ленина» рассказал в сетях об итогах производственной деятельности, пошли отклики. Многие поздравляли, выказывали если не восхищение, то одобрение. Иные пытались ковырнуть, мол, результаты вроде есть, а вот какова эффективность, сколько там получено рублей с каждого гектара? Отдача, так сказать. Хоть и вопрос с оттенком изжоги, но явление это тоже нормальное. Ведь на каждый роток, не накинешь платок. Да и к чему? Ну, перекосило кого-то, так это его проблемы.
С одним же откликом хочется познакомить читателя подробнее: «… хорошо, что вы сохранили животноводство, в нашем районе (называется район – прим. автора) существует молочный комбинат. Молоко, кефир, сметана есть, а коров нет. Коровники пустуют, что печально на сегодняшний день. Без сельхозпродукции не один день нельзя жить…».
Коров нет, а молоко есть! Алогично, не правда ли? Собственно, чему удивляться. Когда-то у ворот мясокомбинатов выстраивались караваны машин со скотом на убой. Сутками напролёт стояли. Животные теряли в весе. А колбасы в дефиците были. Теперь и очередей на комбинаты что-то не наблюдается, а полки прилавков прогибаются под тяжестью колбасных изделий.
Но вернёмся к письму. Автор, а она обозначила себя, как Разиля Пожалова, предлагает председателю открыть минизавод по производству молочной продукции «или фабрику мясных продуктов, полуфабрикатов», открыть пекарню. А дальше процитируем с сохранением авторской орфографии и пунктуации. Ведь нашим сетям правила языка, культура речи, кажись, не в почёте: «… у вас есть возможности приобрести оборудование, вы там наверху для чего, чтобы удовлетворить потребности потребителя, служить населению своей республики, жизнь продолжается без контроля, без стандартов, в молочных продуктах только пальма, не знаешь, где купить натуральное масло даже, везде один бизнес, производитель думает только о своём кармане, безразличие полное, отсутствие ответственности за свою продукцию, за здоровье населения».
Не будем спорить. Мысли, суждения всякие имеют право на жизнь. А ведь в «Ленина» прошли через этапы, что прочерчены в комментарии. И сырзавод был. Он законсервирован уж несколько лет. Однако многие и поныне помнят, какую замечательную продукцию он выдавал. И пекарня была. Хлеб пекли. Продукция шла нарасхват не только у себя в населённых пунктах, но и в самих Дюртюлях. И полуфабрикаты выпускали. Пуще всего пельмени расходились по торговым точкам. Именно через сырзавод, пекарню и многое другое начинало своё восхождение к экономической стабильности сельхозпредприятие.
Но время расставляет акценты. Маломощные минифермы, цеха не могут успешно конкурировать с комбинатами, оснащёнными высококлассным оборудованием, механизмами да и опытными кадрами. Рентабельность выпускаемой продукции в малых предприятиях переработки остаётся неимоверно высокой.
В общем, в «Ленина» решили: каждый должен заниматься тем, чем должен заниматься. Хоть и у тружеников хозяйства неплохо получалось с переработкой и на первых порах предпринятые шаги позволили встать с колен, но надо было идти дальше. И они пошли! Да так, что можно позавидовать.
Вот и итоги десяти месяцев года получились весьма и весьма впечатляющими. По всем позициям наблюдается рост. Да не абы как. Особенно это заметно в области животноводства. Хозяйство вот уже на протяжении многих лет в отрасли выступает непревзойдённым законодателем моды. Лучшие практики производства, научные «изыски» прописались здесь. Причём, процесс не останавливается. Он расширяется и углубляется. Остановка, передышка здесь ни к чему. Вернее, непозволительно. Ведь совершенство, как это банально не звучит, не знает границ. Закрепим сказанное цифрами. Производство молока увеличилось почти на десять процентов. Средний удой от коровы достиг без малого 9,4 тысяч килограммов – рубеж не только для хозяйства, но и района исторический, потому как добиваться такого не удавалось. Молока на комбинаты отправлено 74,5 тысячи центнеров. Больше на 2,6 процента к уровню того же периода прошлого года. Слабоватым звеном в цепи производства и продажи сельхозпродуктов оставалось мясо. Но и здесь наблюдается заметный прогресс.
Немало нервов потрепала погода земледельцам. Но трудолюбие, опыт и сноровка тружеников оказались на высоте. Валовой сбор зерна составил 144,9 тысяч центнеров. Назови эту цифру месяцем раньше, сочли бы неисправимым фантастом. Но упрямая статистика подтверждает: всё же механизаторам, агрономической службе удалось переломить ситуацию в свою пользу. 38,4 центнера с гектара зерна подтверждает сказанное. Не подкачали и технические культуры: соя , подсолнечник, лён.
Прочная база кормов создана на зимовку скота. Заготовлено: силоса – 20,3, сенажа -11, корнажа – 2,9 тысяч тонн. Как уверяют в хозяйстве, этого богатства хватит на две зимовки. Да такое утверждение видно невооружённым глазом. Обе типовые траншеи хранилища переполнены. Пришлось заложить огромный курган силоса дополнительно.
Всё это не пришло само собой. Хочется назвать всех творцов благ поимённо, но газетная площадь не позволит сделать это. Назовём лучших. Комбайнёр, он же ветеринарный врач Халиль Сальманов намолотил более 34 тысяч центнеров зерна. За ним следует Расим Зарипов. Линар Мусин также комбайнёр. Только он мастер по кормоуборочной технике. То, что на вспашке отличится механизатор Ильфир Хамидуллин, сомнению не подлежало. Ильфир Фаритович, кавалер ордена Салавата, заслуженный механизатор России. Высокопроизводительный труд продемонстрировали также Венер Ахиартдинов и Фарид Шайхутдинов. Лучшим оператором косилок назван Азамат Тимербаев. Своё мастерство показали и водители Ильшат Закиров, Даниф Имаев, Ирек Хамадиев, Рустам Галиуллин, Айдар Шакирьянов. Весомый вклад в общее дело внесли оператор по очистке зерна Фидан Гусманов, оператор самоходного опрыскивателя Александр Максимов.
Самых высоких похвал заслуживают мастера машинного доения коров Роза Масалимова, Евгения Гурьянова, Альмира Гатауллина. Они ежемесячно от каждой коровы надаивают не менее тысячи килограммов! Таким образом, за истекший период их надои от коровы превышают десять тысяч килограммов молока – продукции, которую принято теперь называть стратегическим сырьём. Достойный, скажем, результат. Высоких привесов животных на откорме добиваются Лидия Сайфуллина и Гульсина Ахмадиева. Добрым словом в хозяйстве говорят о скотниках Ранифе Сайфуллине, Раифе Габдуллине, Эдике Асылбаеве.
Достигнутые результаты позволяют значительные средства направлять на укрепление материально-технической базы сельхозпредприятия. Более чем на 42 миллиона рублей приобретена техника, сооружение столь необходимого зерноочистительного и сушильного комплекса обошлось в 45 миллионов рублей. Надо полагать, достигнутые успехи в производстве отразятся и на благосостоянии тружеников и дальнейшем развитии всей махины под названием ООО племзавод «Ленина».