Юлдаш. Вести
-5 °С
Облачно
Все новости

Не просто хлебом,а хлебушком зовут

Труженики ООО племзавода «Ленина» первыми в районе завершили уборку урожая. О том, как ковалась победа на хлебной ниве, наши читатели могут узнать из беседы с руководителем хозяйства Альбертом Давлетбаевым.

фото Р.Саматова
фото Р.Саматова

Последние гектары жатвы. Нет, наверное, для хлебороба более приятных минут. Мотовила, подгребая стебли, направляют тучные колосья в чрево комбайна. Окрепшие золотистые зёрна – творение природы и рук человеческих – стекаются в общую житницу страны. По сути, они - не просто зёрна, не просто хлеб. А державная мощь. Это если размышлять геополитическими категориями. Вряд ли сейчас хлеборобы рассуждают так. Они сосредоточенно, без пафоса выполняют свою главную работу, которую трудно назвать рутинной.
- Что ж, на жатве года можно ставить жирную точку? – адресую вопрос Альберту Рафаиловичу. Он два месяца как, можно сказать, не покидает председательскую иномарку. Она стала для него местом работы, штабом страды на колёсах. Пара телефонов без умолку не дают вести беседу. Вот и глава администрации района Риф Юсупов вышел на связь. Тепло поздравил с завершением страды, попросил передать слова благодарности всем, кто трудится на полях. Специалисты при виде председательской машины спешат за подписями, завизировать документы - их просто уйма. Всякие разные. Куда же без них?
- Можно и точку ставить…
- А на стрижку когда?
У председателя так заведено: в период посевной, уборки урожая за порог парикмахерской ни ногой, иначе дело сглазить можно. Причуда? Может быть. Она у каждого присутствует.
- К исходу дня подстригусь. Нельзя раз навсегда заведённым правилом пренебречь…
А точку бы пока не ставил, скорее многоточие. Работы продолжаются. Амбары полны зерном, а особо спроса пока нет. Что ж, будем ждать, когда начнут поступать более выгодные предложения.
- Слышал, путевые листы хозяйство на элеватор не выписывает…
- Да, всё собранное складируем у себя. Благо помещения имеются. Зерно нынче с полей поступало сухое. Не было необходимости запускать сушилки, жечь солярку. Объёмы выращенного и качество зерна сказались на рентабельности. Она ниже прошлогодних показателей.
- Знакомый на радостях поведал: по шесть рублей за кило населению отпускаете.
- Вообще-то цену мы не афишировали. Но раз так, то действительно по такой цене и отпускаем. Возможности для этого есть. Да и жителей надо поддержать.
- Обилие солнечных дней в период молочного и воскового созревания зерна, по всей видимости, сказалось на содержании белка и клейковины?
- Конечно! Надо сразу заметить, что в силу погодно–климатических условий рассчитывать у нас на выращивание твёрдых сортов пшеницы не приходится. Преимущественно, а это более трёх тысяч тонн, мы заложили её по третьему классу качества. Закономерный вопрос: как мы всё это определяем, если не направляем зерно на элеватор? Мы берём пробы и в лабораторных условиях определяем содержание белка и клейковины. Более того, у себя оборудовали лабораторию в одном из кабинетов правления, правда, сделали это уже под самый конец страды. Кроме всего прочего, мы имеем портативные влагомеры, которые на руках у всех ответственных за уборку урожая лиц. Поэтому и влажность зерна можем определять, что называется, не отходя от кассы.
- Всего еще несколько дней назад, валовой сбор зерна по хозяйству составлял 140 тысяч центнеров…
- Уборку завершили с «валом» в 170,5 тысяч центнеров. Впервые в истории нашего хозяйства. Много это или мало? Если сравнивать с прошлогодним результатом, то урожай оказался выше на восемьдесят процентов. Средняя урожайность составила 44 центнера с гектара. Да и с уборкой управились за месяц – тоже рекорд скорости для нас. Не без удовлетворения отмечу: нынче посевную и уборочную кампании провели без привлечения кредитов. Все затраты пошли из собственных источников.
- Помнится, в былые советские времена председатель колхоза «Уныш» Мунавир Галиев как раз за такие сорок четыре центнера Героя Труда получил.
- С тех пор агротехника, наука, передовая практика шагнули далеко. Сейчас уместнее говорить о том, что такой показатель не рекорд, а норма. Более того, потенциальные возможности наших полей гораздо выше. Скажем, в Суккулово ячмень мы получили по 60 центнеров с гектара, а пшеницу – по 52 – 55 центнеров. Наряду с этим есть поля, которые дали лишь 27 – 28 центнеров. Правда, не они, как говорится, делают погоду. Но нам есть над чем работать.
Ловлю себя на мысли, что у себя в коллективе мы больший крен делаем на развитие животноводства, целенаправленно внедряя достижения науки. Не могу сказать, что на задворках внимания остаётся полеводство, но и здесь есть, где развернуться. Внедрять новые технологии, совершенствовать методы обработки почвы, смелее экспериментировать с семенами, использование микроэлементов, жидких и сложных минеральных удобрений непосредственно при севе и многое другое.
Вырос профессиональный уровень механизаторов, водителей. Теперь они орудуют машинами, напичканными электроникой, всевозможными достижениями инженерной мысли. Да и показатели теперь пошли в гору. К примеру, Рустам Зарипов намолотил за месяц без малого 40 тысяч центнеров зерна. Ежедневно из бункера своего комбайна он выгружал более тысячи центнеров зерна. Виданное ли это дело? Да и получит он 400 тысяч рублей! Нормально? Разумеется. Почти 37 тысяч центнеров хлеба – таков страдный результат другого нашего именитого комбайнёра Халиля Сальманова. Кстати, он по профессии ветеринарный работник. Ежегодно садится за штурвал комбайна и добивается наивысших показателей. Занимал первые места по намолоту не только в нашем хозяйстве, но и в районе. Оба они работают на высокопроизводительных комбайнах «Claas Tucano».
Азамат Тимербаев, Финарит Карамов, Расим Зарипов, управляя «Акроссами», выдали из бункеров своих комбайнов по 24 – 27 тысяч центнеров. Их заработная плата также исчисляется несколькими сотнями тысяч рублей. Говорю это намеренно: и в селе можно заработать большие деньги.
Надо отметить и шестого нашего комбайнёра – Земфира Бадретдинова. Эта великолепная команда и обеспечила общую победу.
А вот другая команда, представленная также шестью тружениками, обеспечивала перевозку зерна с поля на зерноток. Их имена: водители Айдар Фазылов, Рустам Галиуллин, Даниф Имаев, Наиль Хасанов, Ильшат Закиров, Максим Шамукаев.
Приятно работать с такими людьми. Они преданы своему делу, работают не абы как, а с полной отдачей. На таких и держится земля…
В последнее время в средствах массовой информации не раз и не дважды говорили о том, что наша страна является главным экспортёром зерна. Получается, труд хлебороба обретает стратегическое значение, значит мы – наше хозяйство выполняем важнейшую миссию – не только накормить страну, но и увеличить денежные поступления в казну государства. Это только кажется, что мы выполняем какие-то местные задачи. По этому поводу мы часто беседуем с нашими работниками.
- С чем связано, что вы «обидели» озимую рожь, исключив её из севооборота. Она навсегда лишилась прописки на полях?
- Не спешу сказать: да. Наука работает, селекционеры выводят новые сорта. Очень хорошо зарекомендовала себя озимая рожь. Она пошла взамен ржи. Сейчас любое хозяйство, агропредприятие заинтересовано в выращивании высокомаржинальных (рыночных) культур. Нельзя же работать в убыток себе ради поклонения традициям. Да, она, рожь, вывела наших предков из голода. Хвала ей и честь! Наверное, ей поставят памятник со временем, а может уже и поставили где – нибудь. Не случайно старшее поколение каравай не просто хлебом, а хлебушком называют… Кстати, отказались мы и от рапса. Не смогли подобрать к нему ключи.
Но появилась соя. Это отличный кормовой компонент. На рынке стабильно пользуется спросом. Неплохо зарекомендовал себя лён. Мы его с каждого гектара получили почти по 15 центнеров – неплохой для данной культуры показатель. Выращиваем на зерно подсолнечник, а также кукурузу.
А в настоящее время идёт взмёт зяби. Можно сказать вновь обратились к глубокой вспашке, на токах кипит работа: идет очистка зерна, размещение его по амбарам, не надо забывать и севе озимых культур. Словом, ставить точку рановато…

Автор:Хамит Набиев
Читайте нас: