По исламскому календарю Курбан-байрам (араб. ‘Ид аль-Адха) начинается в 10-й день месяца Зуль-хиджа. В этом году этот великий праздник состоится 16 июня. По традиции, исходящей от пророка Ибрахима (мир ему), в этот праздник мусульмане приносят в жертву животных.
Жертвоприношение осуществляют в течение любого из 3-х дней праздника:
в первый день (10 число месяца Зуль-хиджа или 16 июня);
и в два следующих за ним дня (11 и 12 числа месяца Зуль-хиджа или 17 и 18 июня).
Курбан является обязательным каждому:
мусульманину;
свободному;
местному (не находящемуся в пути);
имеющему нисаб;
и в день праздника.
Заклание мусульманин приносит за себя, но не обязан совершать за своих несовершеннолетних (неполовозрелых) детей:
за одного человека– одна овца (коза);
или верблюд, или корова – за семерых.
Курбан не является обязательным бедному или путнику (даже если последний обладает необходимым материальным имуществом).
Время заклания заходит с рассветом первого дня праздника, но для жителей городов и больших селений, в которых проводятся джумга- и гает-намазы, оно осуществляется только после праздничного намаза; жители небольших селений могут производить забой уже после начала рассвета (захода времени утреннего намаза).
Хозяин жертвенного животного может:
есть мясо сам со своей семьей;
накормить других людей (все равно – бедные они или богатые) или передать им часть мяса;
запастись мясом для семьи.
Чтобы использовать каждую из этих возможностей, рекомендуется разделить мясо на 3 части, и мясо, данное в качестве милостыни нуждающимся, не должно быть меньше трети.
Обязательным при заклании является:
произнести Имя Всевышнего (Бисмиллях),
перерезать хотя бы 3 из 4-х частей – пищевод, трахею и 2 артерии.
Лучше всего, если способный на забой человек осуществит его собственноручно.
Порицается производить заклание жертвенного животного человеком Писания (даже если все условия будут выполнены, т.к. Курбан относится к вопросам поклонения и не является обычным забоем).
Если двое перепутали своих животных и каждый из них заколол животное другого – это допускается и не полагается на них возмещение друг другу.
Если мусульманин: знал, что необходимо, но забыл, произнести Имя Всевышнего во время забоя, то мясо остается дозволенным; но если сделает это специально, то мясо животного станет недозволенным.
Произносить дополнительные слова «Аллаху Акбар» и класть животное по направлению Киблы не является обязательным, но рекомендуемым.
Нельзя есть мясо, заколотое неверующим (атеистом).
Порицается:
использовать тупой нож;
точить нож на глазах у животного;
производить забой на виду у других животных;
тащить животное к месту заклания силой или волоком и причинять любые другие дополнительные мучения;
доходить ножом во время реза до позвоночника и тем более отрезать голову;
начать разделывать животное до того, как оно перестало подавать признаки жизни.
Пусть Всевышний Аллах примет курбан тех, кто совершает жертвоприношение, и одарит Своей милостью. Желаем мира и благополучия вашим семьям, родным и близким, счастья в этом мире и в следующем!