Юлдаш. Вести
+11 °С
Облачно
Все новости
Праздники
21 Апреля 2022, 14:00

Маядыку – 300. Что такое Маядык?

Мы, современники, да и наши потомки, вечно обязаны и благодарны предкам за то, что местом для своего поселения избрали они один из богатейших красивейших уголков земли.

Маядыку – 300. Что такое Маядык?
Маядыку – 300. Что такое Маядык?

Напрямик в 16 (по дороге 25) километрах от районного центра Дюртюлей на северо-восточной стороне вверх по реке Белой расположен Маядык, слева на трассе «Дюртюли – Бураево», при слиянии двух рек Баргыз и Маркымаз. Координаты - 55° 40' северной широты, 54° 55' - восточной долготы.
Существует несколько версий образования ойконима названия села Маядык.
Первая версия: на место приехали три брата – Токперде, Токпай и Токтамыш из-под Белебея на место деревни Маядыково (Маядыково ныне Бирского района). Маяҙыҡ от названия горы Маяҙыҡ (Май – масло, Аҙык – еда (тюрк)). Но там свободных земель не оказалось. Наши предки пошли в сторону забелья. Двое из них обосновались в междуречье двух маленьких речушек – притоков р. Белой среди холмов в лесистой местности, третий вернулся обратно, так как у него лошадь упала в овраг, он рассердился и бросил братьев. Оставшиеся братья считаются основателями деревни Маядык. Их называли пришельцами с. Маядыка. Поэтому жителей села стали называть маядыковцами, а само село – Маядыком.
По второй версии ойконим названия села Маядык исходит из следующих соображений. У марийцев слово «мая» означает начало жизни («мая муно» - первое яичко и т.д.). Т.е., Маядык – начало общины, общего жилья.
По третьей версии переселенцами были марийцы и татары. Марийцы, осмотрев местность, договорились: «Мия дык, мия» (мар. «Подойдет это место»), татары ушли дальше к истоку одной из рек, унесли с собой услышанные слова «Мия дык», превратив ее в название одной из рек и поселения около нее.
По четвертой версии слово «Маядык» имеет тюркские корни. «Мийя» означает глину, «дек» - гора, вершина, то есть поселение возле глиняной вершины.
Пятая версия исходит из топонимического словаря Башкирской АССР. В нем указано, что название д.Маядык произошло от речки Маядык, около которой она расположена.
Наши предки переселялись в Башкирию из-за нехватки пахотных земель, насильственной христианизации и непосильно большого налога.
В данный момент в Маядыке в 193 домах живет 571 маядыковец. Они являются потомками 5 родов. Самый большой из них род Тойтемира Тойтякова. Представителями этого рода являются жители 76 домов. Мы составляем этнографическую группу восточных марийцев, прикамских селений (чолман марий), которая в свою очередь разделяется на холмистых марий (арка марий) и водных марий (вӱдтӱр марий). Следовательно мы – луговые восточные прикамские водные марийцы (олык эрвел чолман вӱдтӱр марий).
Привлекателен рельеф Маядыка. Деревня расположена в ложбине двух рек Маркымаз и Баргыз. Она находится как бы в котле, между тремя холмами: Зайнаш Арка, Чаган Арка (самая высокая точка над уровнем моря Дюртюлинского района) и Рушъял Арка, окруженном со всех сторон спусками вниз в сторону реки Белой, вследствие этого в Маядыке зимой обычно бывает холоднее, чем в окружающей местности, а летом – жарче. Истоки рек Маркымаз и Баргыз разветвлены в 2-4 километрах в глубоких балках и оврагах с родниками и орешниковым кустарником. Весной эти овраги бывают набиты снегом – подарком зимних метелей, летом – прекрасной зеленью лесов, а осенью – золотой листвой.
В 500-600 метрах от деревни в северо-восточную сторону, чуть левее тракта Дюртюли – Бураево, расположена естественная сопка Зайнаш арка, покрытая кустарниками и деревьями (её дальнобойщики называют Чертовой горой. Есть между ними такая байка: «Если ты поднялся на Чертову гору, считай, что домой приехал»). Высота ее 185 м над уровнем моря. Название свое получила в честь миништинца Зайнаша, который повыше этой сопки раскорчевал лес для поля. Эта сопка характерна тем, что влияет на погоду в Маядыке: если она летом по настоящему обогреется, то горячая воздушная масса (термик) поднимается вверх и разделяет приближающиеся тучи в две стороны, и в деревне не жди дождей до тех пор, пока кругом все не намокнет, и не накроется снова тучами все поднебесье.
А если уж начнутся дожди, то Зайнаш арка как «магнитом» притягивает тучи к себе. И это объяснимо тем, что грунтовые воды на холме находятся неглубоко. Доказательством этого являются факты: с горы вытекает родник (Арка Памаш) и во время посевных и уборочных работ на полях близ Зайнаш Арка бывают топи. Как только Зайнаш Арка намокнет, электрические заряды устремляются к вершине. Эти заряды притягивают противоположно заряженные тучи.
Речки Маркымаз и Баргыз сливаются в районе деревни, образуя речку Маядык, и текут вниз на бельские поймы, где раньше в 600-700 м протекала красавица Белая, а теперь от Маядыка до реки Белой до 2 километров в южную сторону.
На юго-востоке расположены заливные луга деревни, площадью 94 гектара. Весной, когда ледоход на реке Белой, вся молодежь села выходит на берег реки, устраивает гуляния: пляшут, поют песни, катаются на лодках.
После ухода воды начинается сезон сбора лугового чеснока, щавеля, борщевика. Летом опять луга наполняются веселым гулом, идет пора сенокоса: и стар, и млад заняты заготовкой сена.
Поля в основном изрезаны оврагами, они являются естественной преградой для успешного развития зерноводства. Особо страшными являются Чертов овраг и овраг Тореш э‰ер, который с каждым годом все углубляется и продвигается дальше на поля, угрожая автотрассе Дюртюли – Бураево. Вокруг этого оврага в 1974 году посадили березовую аллею (со стороны тракторного парка), а в 1986-1988 годах полностью посажены саженцы тополя, осины, лиственницы, сосны, ели. Но еще имеются участки, где овраг развивается дальше. Это водяная эрозия. Она приносит большой вред сельскому хозяйству.
Левобережье реки Баргыз возвышенное. Расположены три ступенчатых холма. Самый большой называется Высокая гора (Кўкшэ курык). Раньше, говорят, на месте деревни колыхалось море. Гора Высокая была ее берегом. Там жили люди. Доказательством этого является и сейчас находимые здесь черепки глиняной посуды. За высокой горой шумел высокий еловый лес. Там были берлоги бурых медведей.
Севернее деревни располагалась Кленовая гора, заросшая кленами. Но во время войны население из-за дров их хищнически истребило. Теперь естественного роста деревьев нет, скотина не дает вырасти молодняку леса. В дальнейшем эти горы будут лысыми. Нет теперь тех лесов, которые были при наших предках, когда кругом были густые леса, богатые лесными животными. Раньше в районе Маядыка много было дичи и зверей - благодать для охотников. Промысловое значение имела охота на зайцев, горностаев, куниц, белок, колонков и лисиц. Много было волков и барсуков. Охотились на тетеревов и уток, гусей. Луга были богаты тальником, а это материал для плетения заборов, корзинок и рыболовных снастей.
В лесах и лугах росли клен, липа, осина, береза, вяз, ильм, черная и белая ольха. А раньше здесь был и хвойный лес, в основном из ели и пихты, сосен было мало, его хищнически уничтожили во время мировых войн. В лесу и на полянах много лекарственных растений: липовый цвет, корни валерьяны, кора и ягоды крушины, цветы ромашки, иван-чая, пижмы, корень цикория, малина.
Окрестности Маядыка богаты и ягодниками. По берегам оврагов во второй половине июня начинает поспевать земляника, а затем уже на лугах – клубника, смородина. Закончился сенокос, пришла уборочная пора, дети бегут в государственные леса собирать малину. А в августе поспевает ежевика, в сентябре – калина и рябина.
Земли вокруг Маядыка характеризуются как нечерноземье. Поля в дюртюлинскую сторону состоят из супесчаника и суглинка. Из-за овражистости и неплодородности земли башкиры в начале 17 века без всякого сожаления продали их прибывшим сюда переселенцам-марийцам.

И.ПЕТРОВ

Автор:
Читайте нас: