Спикер рассказал о целях и задачах РЦК, входящего в состав Центра стратегических разработок республики. В 2018 году Майскими указами президента РФ был инициирован нацпроект «Производительность труда», ключевая цель которого — рост производительности труда российских предприятий не менее чем на 5 процентов в 2024 году.
— Сегодня мы близки к этой цели — в среднем по России по итогам 2023 года достигли роста 4,3 процента, в этом году будем подводить итоги, — отметил Александр Кириллов. — Цель сегодняшней встречи — поделиться опытом внедрения инструментов бережливого производства и повышения производственной эффективности на предприятиях Башкирии.
Система управления эффективностью начинается с определения стратегических и тактических целей предприятия. Эксперт привел образное сравнение: предприятие без системы целей подобно одноклеточному животному, которое хаотично перемещается под влиянием внешних раздражителей. А предприятие с четко выстроенной системой целей подобно гепарду, уверенно движущемуся вперед и обходящему препятствия на пути к конечному результату.
Планирование модели предприятия состоит из дерева целей, ключевых показателей эффективности и инфоцентров. Дерево целей — это визуализация бизнес-планирования; его корень — стратегическая цель, а ветви — тактические цели и задачи, распределенные по годам и направлениям деятельности. Далее формируются ключевые показатели эффективности, позволяющие оценить работу каждого сотрудника, направленную на реализацию стратегии предприятия.
— Руководителям предприятий обычно приходится сталкиваться с большим объемом различной отчетности и информации. Как своевременно реагировать, выявлять проблемы? На эти вопросы помогает ответить инфоцентр, — объяснил специалист. — Инфоцентр визуализирует всю информацию, необходимую для мониторинга достижения показателей эффективности, для принятия управленческих решений. Это как панель приборов в автомобиле.
Кстати, один из самых известных инфоцентров работает в Центре управления Республикой Башкортостан, он мониторит определенные показатели жизни республики. У Регионального центра компетенций есть определенная методика, как организовать инфоцентр. На предприятиях он действует на нескольких уровнях: руководства, цехов, отдельных участков. Инфоцентр может быть электронным, а может и представлять собой магнитно-маркерную доску, где собираются первичные производственные показатели. Информация обновляется каждую смену или рабочий день. На базе этой информации производятся регулярные производственные совещания — оперативки, планерки.
— Цели внедрения инфоцентров на предприятиях — единое информационное поле для обсуждения проблем, оперативное принятие решений в случае внештатных ситуаций, эффективное взаимодействие между подразделениями, снижение объема отчетности. Есть определенная методология работы инфоцентров, и каждая компания выбирает для себя лучшее решение, — подытожил Александр Кириллов.