Операторы колл-центров. Это живые люди, задача которых — обзванивать клиентов. Их цель — продать товар или услугу, даже если человек в них не нуждается. Как правило, зарплата таких сотрудников зависит от эффективности. Операторы стараются проявлять настойчивость до тех пор, пока клиент не согласится с ними поговорить, а после — совершить покупку.
Рекламные роботы. Часто это специально записанные голосовые сообщения. Абонент поднимает трубку, после чего для него начинает проигрываться рекламное объявление. Некоторые компании проявляют креативность и «радуют» своих потенциальных клиентов звонками поп-звёзд. Также к рекламным роботам можно отнести алгоритмы на основе искусственного интеллекта. Такие звонящие стараются имитировать живой разговор: задают вопросы, переспрашивают в случае неразборчивого ответа, реагируют на слова и даже эмоции собеседника.
Мошенники. Злоумышленники выдают себя за других людей — сотрудников банков, правоохранительных органов или медицинских клиник. Они выстраивают разговор таким образом, чтобы под разными правдоподобными предлогами выведать у абонента данные его карты либо заставить совершить какие-либо действия. Часто мошенники хорошо знакомы с методами социальной инженерии. Главная цель злоумышленников — завладеть деньгами жертвы. Они могут использовать программы для подмены номера. Звонок с короткого знакомого номера автоматически вызывает доверие абонента. Дальше — дело техники. Самая уязвимая группа для телефонных мошенников — пожилые люди.
Первое и самое простое действие — повесить трубку. Однако такой метод борьбы с телефонным спамом не самый эффективный. Звонок, скорее всего, повторится спустя какое-то время. Для того чтобы избавиться от телефонной «бомбардировки», нужны более решительные меры. Что можно сделать:
Запретить использовать личные данные. Разрешить использование персональных данных просят в банке, магазине, турфирме, салоне сотовой связи, при скачивании каких-либо программ или приложений. Иногда это нужно для рассылки полезной информации или уведомлений. Неприятная «побочка» — спам-звонки. Действуйте на опережение — не оставляйте свою электронную почту и номер телефона компании, в репутации которой вы не уверены. Если вы уже это сделали и теперь страдаете от навязчивых звонков, можно прийти в офис и написать заявление с запретом на использование персональной информации. Как правило, после этого звонки прекращаются.
Создать в смартфоне собственный «чёрный список». Туда можно отправлять один за другим всех спамеров. В следующий раз до вас они просто не дозвонятся. Такая ручная настройка, хоть и эффективна какое-то время в точечной войне, но кардинально проблему не решает — спам-звонков может быть так много, что вы просто устанете всех блокировать. Кроме того, компании предпочитают время от времени менять номера, с которых совершают так называемые «холодные звонки». Также вы можете отправить в бан номер вашего же банка, с которого настоящий сотрудник звонит с актуальной информацией или предложением. В следующий раз, когда звонок будет по делу, он до вас просто не дойдёт.
Подключить «заглушение неизвестных». Это специальная возможность операционной системы смартфона. При её подключении дозвониться до вас смогут только люди из телефонной книги, собеседники из мессенджеров и те, кому вы сами звонили, но номер не сохранили. Такая функция доступна на iOS и в некоторых версиях Android. Из минусов — до вас не сможет дозвониться, например, друг детства, номера которого не окажется в телефонном справочнике. Посылку от курьера вы также рискуете не получить.
Установить на смартфон специальное приложение. Таких много. Самые популярные: Who Calls, Truecaller, Не звони мне, Call Blocker, Яндекс – с Алисой и др. Приложения сверяют входящий звонок с базой номеров, которая у них есть. Если он идентифицируется как спам, то приложение уведомляет об этом хозяина телефона. Некоторые программы определяют, какой организации принадлежит номер, и даже могут показать подкатегорию. Например, «финансовая организация – займы».
Купите защиту у сотового оператора. Практически все сотовые операторы предлагают услугу блокировки нежелательных звонков. При обнаружении признаков спама входящего вызова на экране абонента появляется предупреждение. Можно просто сбросить или проигнорировать вызов, что сэкономит время. Впрочем, иногда алгоритмы ошибаются и записывают в нежелательные и полезные звонки, например, из банка.
Реклама товаров или услуг без вашего согласия нарушает закон. Если такие звонки продолжаются из раза в раз, а собеседник не понимает отказа, пора действовать. Алгоритм следующий:
Срок рассмотрения жалобы — 1 месяц. Если по вашему заявлению возбудили дело об административном правонарушении, то вы получите уведомление об этом.
Также можно написать жалобу в Роскомнадзор. Там разбирают случаи нарушения закона о защите персональных данных. Сроки рассмотрения такие же.