Юлдаш. Вести
+4 °С
Облачно
Все новости

Штрафовать нельзя помиловать

Перед пунктом технического осмотра, расположенного по адресу с. Иванаево, улица 2-ая Промзона в день нашего приезда выстроилась железная очередь. При входе водителей встречают техэксперт и госинспектор технадзора.

фото Гузель Симоновой
фото Гузель Симоновой

Сегодня они наши собеседники – старший государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Дюртюлинскому району капитан полиции Алик Фанавиевич Камалов и эксперт технического осмотра Ильгиз Ильдарович Сафиуллин.

Техосмотр – это процедура, на которой проверяют, что транспортное средство безопасно использовать: у него все в порядке с тормозами, аварийной сигнализацией, звуковым сигналом и другими системами. Специалисты смотрят, есть ли в автомобиле недостатки, и составляют перечень того, что нужно исправить. Если недостатков нет или их устранили, выдают диагностическую карту с результатами проверки.

Раньше такая проверка была обязательной для всех водителей, но в конце 2021 года в закон о техосмотре внесли изменения: часть автомобилистов смогли проходить ТО по желанию. Сейчас техосмотр может быть обязательным или добровольным – в зависимости от типа и назначения автомобиля. Обязательный сохранился только там, где есть повышенный риск, например, диагностику должны проходить автобусы – нагрузка на них выше из-за большого потока пассажиров, или машины, в конструкцию которых внесли изменения. Если у вас мотоцикл или легковой автомобиль, который вы используете в личных целях, проходить техосмотр не обязательно. Но есть случаи, когда техосмотр автомобиля нужен:

- используете автомобиль для служебных целей, но это должно быть оформлено документально. Например, авто использует торговый представитель, у которого в трудовом договоре указано, для каких целей нужна машина, и прописан размер компенсации;

- используете машину для услуг такси или перевозки грузов;

- собираетесь внести конструктивные изменения в автомобиль. Например, поставить на машину колёса большего диаметра, чем те, что поставили на заводе-изготовителе;

- проводится постановка на учёт. Например, после того, как купили авто в другой стране;

- у машины старше четырёх лет меняется собственник.

Мы стоим внутри огромного бокса, оснащенного специальным диагностическим оборудованием. В день здесь проверяют в среднем 10 машин.

- Конечно, большинство автомобилистов готовится к техосмотру. С явными неисправностями к нам не едут, - комментирует ситуацию Ильгиз Ильдарович.

Таких подавляющее большинство, и их сразу видно. Машины чистые, под капотом тоже опрятно. Номера сличить не проблема. Ничего нигде не капает. И техническое состояние, как правило, соответствующее.

Ильгиз Ильдарович инспектирует состояние автомобилей не первый год. Процедура отработана, до автоматизма. После сверки номеров двигателя и кузова, начинается техническая часть осмотра. Особое внимание уделяется ремням безопасности и аптечке, она в случае аварии может спасти жизнь. К сожалению, многие этого не понимают. Но самое главное в машине — не педаль газа, как думают многие автолюбители, а тормоза. Их проверка — одна из самых длительных процедур. А еще регулировка фар и оформление документов, если, конечно, с вашим авто все в порядке. В итоге, на осмотр одной машины уходит примерно полчаса. Правильная настройка, регулировка фар, наличие соответствующих документов также являются важнейшим фактором в беспрепятственном прохождении техосмотра. Количество времени на техосмотр одной машины зависит от категории техники, так на осмотр одного легкового автомобиля уходит примерно полчаса. 

- Техническая диагностика нужна, - констатирует эксперт. У нас ведь не просто разрозненные диагностические приборы: люфтомеры, тормозные барабаны, газоанализаторы, а целый комплекс, цепочка, завязанная на компьютер. Получается и быстрее, и эффективнее, чем раньше, когда все было вручную.

Заезжает первый автомобиль, газель, которая перевозит пассажиров. После фотофиксации и занесения необходимых данных в реестр начинается осмотр. Комментирует инспектор Алик Камалов: «Сначала технический эксперт пункта осматривает фары, после чего переходит к рулевому управлению и тормозам. Всего у водителя есть 70 пунктов, которые он должен пройти для получения диагностической карты. Если хоть по одному из них выявляется нарушение, автобус техосмотр не проходит. У водителя есть двадцать дней, чтобы пройти его заново только по тем позициям, по которым у него нашли нарушение».

Следом техэксперт проверил наличие в газели огнетушителей и аптечки, а также проверил ремни безопасности.
По окончании проверки Алик Фанавиевич ставит электронную подпись, после чего отчет о проверке уходит в Госавтоинспекцию. Только после одобрения водитель получают заветную диагностическую карту.

«Мы просим водителей не затягивать с прохождением техосмотра. Особенно это важно для пассажирских перевозчиков, поскольку аварии с их участием могут повлечь серьезные последствия», – заключил Алик Камалов.

Участие госинспектора необходимо, чтобы полностью исключить предвзятость со стороны проверяющего эксперта.

- Необязательность техосмотра не отменяет необходимости следить за состоянием автотранспорта. И дело не только в вашей безопасности – если ездить на машине с неисправностями, при которых эксплуатация машины запрещена, вас могут оштрафовать. Или вовсе запретят ездить до устранения проблем. В такой ситуации, кроме штрафа, придётся заплатить и за эвакуатор, - резюмирует Алик Камалов.

В 2024 году в России были введены новые регуляции, касающиеся стоимости и процедуры технического осмотра транспортных средств. Это увеличение цен сопровождается введением более строгих мер контроля за деятельностью пунктов техосмотра и их сотрудниками. Такие изменения направлены на улучшение системы технического осмотра.

Автор:Гузель Симонова
Читайте нас: