Все новости

"Жизнь – Отечеству, честь – никому" - К юбилею кадетского движения в г. Дюртюли. Часть 1.

Кадетское движение средней школы №4 г. Дюртюли в прошлом году отметило свое 20-летие. Много это или мало для такого явления рассудит только история и время.

Из истории зарождения кадетского движения в г. Дюртюли

Кадетское движение средней школы №4 г. Дюртюли в прошлом году отметило свое 20-летие. Много это или мало для такого явления рассудит только история и время.

Начиная рассказ об истории зарождения первого кадетского класса в нашем районе, а именно в 2000 году в стенах средней школы №4, нельзя не отметить директора Рамиля Билаловича Хасанова и его инициативных, думающих коллег – учебных завучей Ирину Ильясовну Исламгулову и Ольгу Николаевну Головицыну. Опираясь на опыт других городов России, собирая необходимые знания по крупицам, при поддержке руководства района, родителей кадетов-новобранцев и учитывая, что в округе нет военных частей, идею создания данного патриотического движения прекрасно удалось реализовать.

Каким образом? Создали программу обучения, приняли положение о кадетских классах для руководства, кодекс чести и святыню кадетства – штандарт (как символ кадетской жизни). Рамиль Билалович рассказывает, что в начале 2000-х гг. кадетская школа с летным уклоном зародилась в г. Уфа. Средняя школа №4 подписала договор о сотрудничестве и начала создавать свой кадетский класс в нашем городе. На самом старте движение было под эгидой ВДВ, вследствие этого происходил строгий отбор на основании тестирования и результатов экзаменов. Лишь лучшие из лучших попадали в кадеты. Сначала отбор производился лишь среди учеников школы, позже к нам стали приезжать из Кушнаренковского, Илишевского и других районов. Немногим позже школа начала сотрудничество с Министерством чрезвычайных ситуаций, которое успешно продолжается до сих пор.

Надо сказать отдельное спасибо и коллективу школы, и родителям первых кадетов за посильную поддержку зародившейся идеи. Директор-первопроходец отмечает: «Трудности, неуверенность и скептические замечания, конечно, были, так как мы были первыми в этом деле, но методом проб и ошибок все получилось». И жизнь доказала правильность выбора.

В рамках концепции духовно-нравственного воспитания школа №4 занимается патриотическим воспитанием молодежи. «На выходе из школы человек должен быть патриотом своей Родины, здоровой, духовно развитой личностью, готовой к служению стране и, конечно, коммуникабельной», – считают учителя.

Самые лучшие учителя-предметники были определены классными руководителями, одна из них – Татьяна Георгиевна Семенова – является ветераном кадетского движения в школе, сейчас на заслуженном отдыхе. Так получилось, что первый кадетский класс доучился только до 9 класса, а дальше окончили школу в обычных классах.

Первый опыт многому научил и вдохновил к организации еще одного класса, который остался кадетским до 11 класса. В 2007 году успешно окончили 11 кадетский класс 15 ребят, из них 8 поступили в военные институты, остальные – в гражданские вузы или по возрасту были призваны на службу в Вооруженные силы РФ. О них школа получала теплые, положительные отзывы. Многие из них сейчас командиры подразделений и командиры взводов, руководят предприятиями и организациями. Их классным руководителем была учитель географии Эльмира Хасанова, командиром – Сергей Сидоров. Они считают, что дисциплина, собранность и ответственность, полученные в таком классе, помогают работать в любой сфере деятельности.

«С гордостью и воодушевлением мы узнали о том, что в средней школе №4 был организован кадетский класс. Впервые в истории города на параде в честь Дня Победы мы увидели выступления юных воинов (кадетов) в парадной форме, подтянутых, опрятных. В наших сердцах вспыхнул огонь надежды на то, что нашим защитникам растет достойная смена», – пишет педагогический коллектив одного из детских садов города.

А в 2007 году очередной набор кадетов стал состоять из мальчиков и девочек. Это тоже внесло определенные коррективы в работу воспитателей и учителей.

О них «отдельная песня»

Неоценима роль работы преданных своему делу командиров кадет – офицеров запаса, ветеранов Вооруженных сил, которые стали наставниками и воспитателями патриотизма у кадетов со школьной скамьи. Отметим каждого из них, начиная с первых выпусков. Это Нур Нурисламов, Роман Хасанов, Юрий Головицын, Сергей Сидоров, Виль Шайдуллин, Рашит Рахимьянов, Савелий Русинкин, Ильшат Ахметов, Рустем Назмутдинов, Вадим Долин. «Первые командиры были очень увлечены и погружены в свою работу, были энтузиастами своего дела. Последующие командиры все также авторитетно поддерживали традиции зачинателей. Приятно, что бывшие выпускники наших первых кадетских классов возвращались работать с кадетами», – делится с нами теплыми воспоминаниями Ирина Исламгулова, заместитель директора школы в начале зарождения кадетства.

«Если ты помог хоть одному подростку определиться в этой жизни, то и свою прожил не зря», – висит на стене одного из кабинетов школы №4 надпись, цитирующая слова Виля Нурулловича Шайдуллина, капитана II ранга и одного из первых командиров кадетского движения района.

Следует отметить и классных руководителей кадетских классов. Это Гульнара Сахаутдинова, Эльмира Хасанова, Гульнара Хасанова, Фарида Вяткина, Светлана Мансурова, которые всегда с радостью и трепетом были готовы помочь кадетам.

«У каждого кадетского класса есть два взрослых товарища: классный руководитель и командир. Первый, как и во всех других классах, работает в соответствии с должностными обязанностями, и мы понимаем, кто это. А что же делает командир? Он – педагог дополнительного образования, занимается с детьми во второй половине дня после основных уроков.

Кадеты занимаются согласно трехстороннему договору с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан, администрацией района и школой об обучении кадетов в области безопасности жизнедеятельности. Ребята обучаются по дополнительной образовательной программе «Первоначальная подготовка спасателей-общественников». Во второй половине дня командиры ведут занятия с кадетами по основам воинской службы, строевой и физической подготовке», – рассказывает нам в ходе беседы директор средней школы №4 Динар Фаитович Набиев.

«Отставные офицеры за долгие годы работы у нас уже освоили профессию спасателя. По договору также работают Руслан Мусин – начальник пожарной части города (ведет практические занятия) и Руслан Насибуллин – начальник спасательного отряда. Медицинской подготовкой занимается фельдшер школы, психологической – педагоги-психологи», – продолжает Динар Фаитович.

«Суть кадетства в России в те давние времена прошлого столетия, во времена Великой Отечественной войны заключалась в том, чтобы из детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорников, малолетних хулиганов вырастить и воспитать подлинных патриотов своей Родины, настоящих защитников Отечества. Как раз к этой линии социальной направленности мы сейчас и склоняемся», – завершает директор.

Когда-то второй поток кадетского класса взяла Эльмира Дамировна Хасанова, в составе которого было 15 мальчиков с горящими глазами. Она вспоминает, что тогда кадеты держали военный караул, наряд, был также суд кадетской чести. «Кадетский класс можно отметить дружностью, – говорит Эльмира Дамировна, – и общей сплоченностью коллектива. В начале организации кадетского движения наши ученики участвовали не только в спортивных мероприятиях, но и, например, в конкурсах по бальным танцам и КВН».

Об отборе и привилегиях

Чтобы попасть в кадеты, нужно:

– написать с родителями заявление;

– предоставить справку от педиатра о состоянии здоровья;

– пройти мандатную комиссию, где будут проводиться проверка физической подготовки и учет успеваемости.

Думаем, у читателя может появиться вопрос: «А есть ли привилегии обучения именно в этом классе?» Отвечаем сразу: «Да». Согласно договору о программе, кадеты в конце обучения проходят аттестацию и при успешном прохождении получают удостоверение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций о первоначальной подготовке спасателя-общественника. Тестирует, к слову, учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям республики. И это не все. Удостоверение при получении практических знаний (служба в рядах МЧС) дает право работать по данной специальности. И это тоже еще не все. Главное управление МЧС предоставляет квотные целевые места для поступления в гражданские вузы (УГНТУ и УГАТУ) по специальности «Промышленная безопасность», также выпускники-кадеты пользуются льготами при поступлении в высшие учебные заведения МЧС России. Очень многие выпускники сейчас являются курсантами этих вузов.

Достигая вершины

Стоит отметить, что в рядах кадетов число девочек увеличивается ежегодно. Помимо красивой формы они также получают образование в области МЧС. И после окончания школы они также с радостью поступают в военные вузы. Примером этого может служить история Гульнары Салимгареевой, с которой нам удалось побеседовать.

Простая деревенская девочка поставила себе цель поступить в кадетский класс, а далее – в военный вуз. Сейчас она является призёром республиканского конкурса на звание «Лучшего кадета» по профилю МЧС России, многократным победителем республиканских соревнований по лёгкой атлетике, спортивному ориентированию и туризму. В конкурсе, к слову, Гульнара стала лучшей не только среди девочек, но и среди мальчиков.

«За годы обучения в кадетском классе я научилась основам военного ремесла, боевой дисциплины и строевой подготовки, воспитала в себе личную дисциплину, строгость и перфекционизм. С 9 класса, являясь старшиной кадетской роты, гордо несла это звание. Обучение в кадетском классе приучило меня к самодисциплине, упорству и воспитало во мне чувство силы, которое позволяет мне справляться с множеством жизненных проблем. Нельзя отрицать факт, что изучение основ военного ремесла в школе помогло мне при поступлении в военный вуз.

Сейчас я обучаюсь в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказания России в г. Рязань. Здесь меня сразу назначили командиром группы и заместителем командира взвода. Увлекаюсь спортивным ориентированием, легкой атлетикой и стрельбой».