Не в каждом детском саду есть такие узкие специалисты, как психологи, логопеды, инструкторы по физическому воспитанию. А необходимость в их квалифицированной помощи есть почти у всех родителей и детей. Накануне профессионального праздника актуальные вопросы воспитания детей, полученные от наших читателей на официальной странице газеты в социальной сети, мы адресовали педагогу-психологу детского сада комбинированного вида №9 «Чебурашка» Зинере Мукимовой.
- Зинера Мавлявиевна, часто мы видим такую картину: родители с маленького возраста начинают водить своих детей по различным секциям и кружкам. Скажите, какая оптимальная нагрузка должна быть у ребенка-дошкольника?
- В этом возрасте для ребенка главный вид деятельности - это сюжетно-ролевая игра. Но вопреки этому, родители стремятся записать его в несколько секций, объясняя все его бешеной активностью. Так в расписании появляются хореография, музыка, рисование, иностранный язык и т.д. Но, к сожалению, старания взрослых не приводят к тому результату, которого они ожидали. Ребенок устает, вследствие чего перевозбуждается, не может уснуть, успокоиться. У малыша должны быть два часа в день свободного времени, когда он может отдохнуть, поиграть с другими детьми, просто посидеть в своей комнате, занимаясь любимым хобби. Не нужно реализовываться за счет ребенка. Пусть он сам выбирает увлечения и секции. Если вы в детстве или юности не научились играть на музыкальном инструменте, самое время сделать это сейчас, а не пытаться навязать новое увлечение сыну или дочери.
- Мы часто слышим о необходимости развивать у детей мелкую моторику рук. Что это означает, и почему важно этим заниматься в дошкольном возрасте?
- Стимулируя мелкую, моторику мы активизируем зоны, отвечающие за речь. Начинать ее развивать следует с самого раннего возраста. Для этого необходимо выполнять пальчиковую гимнастику, под присмотром взрослого можно поиграть с крупой, бусинками, мелкими камешками, вырезать ножницами, делать аппликации, лепить из пластилина и многое другое. Не стоит забывать о развитии элементарных способов самообслуживания – застегивать и отстегивать пуговицу, завязывать и развязывать шнурки.
- Нужно ли заниматься с малышом, если он не хочет?
- Если ребенок не хочет заниматься, значит, вы делаете что-то не так. Не стоит в этом возрасте предлагать ребенку садиться за стол и выполнять какие-то действия, которые ему неинтересны или непонятны. Лучше предложите ему поиграть. Все познавательные процессы развивайте через игру. Главное в организации занятий - не ставить себе цель выучить с ребенком алфавит или счет до 10. Стремитесь развивать гармоничную личность и интерес ребенка к деятельности. Позволяйте ребенку самому задавать направление своей деятельности, своей игры.
- Как привить ребенку любовь к книгам?
- Часто родители переживают, что их ребенок не интересуется книгами. Он их рвет, кидает и убегает, когда мама берет в руки книгу. Естественно, мама сразу нервничает, испытывает не очень положительные эмоции. Ребенок это видит и у него складывается взаимосвязь: книга - мама - плохое настроение - надо бежать.
Чтобы сформировать у ребенка устойчивый интерес к книгам, надо серьезно подойти к выбору первой книги. Как говорится, первое впечатление нельзя произвести дважды. Для ребенка книга — это интересный предмет, игрушка. Поэтому лучше выбрать интерактивную книгу с кнопочками, звучащую, с окошками. У ребенка она должна вызывать положительные эмоции. В любом случае совместное чтение с ребенком рано или поздно принесет свои плоды.
- Как реагировать на детский плач при посторонних?
- Основные ошибки родителей, когда ребенок начинает на людях кричать, плакать, «биться в истерике» – это реактивная помощь. Родитель идет на поводу у ребенка и удовлетворяет каждое его желание. В этом случае взрослый ставит мнение соседей, покупателей в магазине выше своего и испытывает при этом очень высокое чувство вины. Он пытается отвлечь ребенка игрушкой или конфетой, чего ни в коем случае делать нельзя. Первое и самое главное правило - игнорировать истерику. Ребенок прекрасно понимает, с кем можно допускать такое поведение, а с кем нет. При любом плаче недопустимы нотации и осуждения - он все равно не слышит никаких доводов. Наша задача - защищать детей от обид, но мы не можем оградить их от душевной боли. Не торопитесь успокоить плачущего ребенка, таким образом он освобождается от груза переполняющих его эмоций. Предоставьте ему защиту и поддержку, проявив готовность выслушать.
- Как отучить ребенка есть с гаджетами?
- Современный двухлетний малыш уже активно пользуется гаджетами. Он умеет включать музыку и фильмы, играть и заходить в интернет. Многие родители радуются успехам крохи и отмечают то, какой он уже смышлёный в свои годы. Кроме того, у взрослых появляется свободное время. Но врачи и психологи бьют тревогу. Малыши за короткий срок привязываются к смартфонам и планшетам. К школьному возрасту у ребёнка уже формируется зависимость от интернета и игр. Такие дети растут агрессивными и нервными. Они не умеют общаться и контактировать с окружением, хуже учатся. Поэтому, установите в семье правило: «Нет экранов во время еды». Если ваш ребенок уже привык и отказывается есть без «мультиков», то вам необходимо начать перестраивать поведение ребенка, заменив экраны другими стимулирующими действиями. Например, бросать игральные кости и съедать столько ложек, сколько выпало на его грани, пить из трубочки или же старое и проверенное «за папу, за маму...». Как только процесс зависимости от гаджетов будет затихать, следует отказаться от предложенных вариантов внешней стимуляции.
- Как приучить ребенка к горшку и нужно ли спешить?
- Очень много споров вокруг этой темы. Существуют три категории родителей: первые - необходимо еще до года обучиться навыку, вторые - разрешают носить детям подгузники без ограничений и третьи - переживают, если ребенок до 2-х лет не научился ходить на горшок. На самом деле все три из них не правы. Не торопите ребенка, дождитесь, пока он сам сможет управлять этим процессом. Показывайте ему на примере других детей. Но не требуйте от него сиюминутного повторения за ними. Постепенно отказывайтесь от подгузников. Не торопите события, будьте спокойны, не поддавайтесь истерии и не слушайте глупых советов, которые будут оскорблять честь и достоинство вашего ребенка. Относитесь к ребенку с любовью и уважением. Рано или поздно он научится.
- Если ребенок не хочет ходить в детский сад, а нужно. Как договориться?
- Нужно поговорить с ребенком и выяснить причину. Внутренний мир ребенка совершенно иной. Он легко может отказаться ходить в сад из-за того, что его заставили кушать невкусную кашу, или кто-то увидел, как он идет в туалет, либо его друг перестал с ним играть. Поговорите с ним, оставьте его дома на день, если есть возможность. В тихой домашней обстановке ребенок сам расскажет причину своего нежелания идти в сад. Также можно попробовать превратить поход в детский сад в игру. Возможно, по дороге вы будете искать сокровище, а пока ребенок находится в детском саду он будет выполнять секретное задание.
- Как быть с детской ревностью?
- В жизни у каждого когда-то появляется второй, третий, а то и четвертый ребенок. С его появлением старшие дети начинают вести себя совершенно по-другому: становятся обидчивыми и даже бросают в ваш адрес упреки: «Вы меня не любите, я вам больше не нужен» и т.д. Порой могут попросить куда-нибудь деть младшего ребенка. Радостное ожидание сменяется разочарованием. Но я хочу вас успокоить. Ревность есть в каждой семье, просто у всех она проявляется в разной степени: у кого-то больше, у кого-то меньше. Детская ревность – это возможность ребенку понять и принять, что закончилось то время, когда он был центром внимания в семье, и настало время немного поделиться пространством любви, принять новые границы. Да, естественно, это определенный кризис в развитии ребенка. Но это важный кризис, он способствует развитию и росту. Чтобы он прошел легче для вашего ребенка, вам необходимо следовать определенным правилам. Изначально определите границы во взаимоотношении старшего ребенка с младшим, объясните, что можно делать, а что нельзя. Например, старший может дать бутылочку в присутствии мамы, но ни в коем случае не забирать соску. Один раз в неделю желательно организовать день для старшего ребенка - сходить в кафе, кинотеатр, купить любимое мороженое. Таким образом вы даете ему понять, что его любите также, как и раньше. Третье «золотое» правило - всего должно быть поровну. Целуете обоих, покупаете обоим, готовите обоим. Иногда неплохо дать возможность старшему ребенку побыть маленьким. Такое наблюдается у деток с небольшой разницей в возрасте. Ребенок просит соску, одеть памперс и т.д. Необходимо разрешить ему, но при этом поставить временные рамки - сейчас мы поиграем, а потом ты опять вернешься в свой возраст. Так ребенок проверяет, такой же он любимый и желанный, как и младший, или нет. И последнее, не забывайте просить помощи у старшего. Вы сразу заметите изменения в его поведении, как только он услышит: «Послушай, мне без тебя не справиться, мне нужна твоя помощь, помоги мне, пожалуйста».
И только при таких постепенных и терпеливых с вашей стороны действий детская ревность преобразуется в нежность, любовь и заботу по отношению к младшему.
- И напоследок вопрос от нашей читательницы Ильмиры. Девушка пишет, что в последнее время ее ребенок чуть что сразу начинает плакать. Причиной могут послужить: не получилось слепить, не смог нарисовать, не может научиться чему-то. Все у него не получается, как ему кажется. Как вытащить ребенка из этой позиции? Что надо делать и как с ним общаться?
- Есть два варианта: первый - ребенок манипулирует вами, второй - такой у него характер. В первом случае ребенок хочет привлечь внимание, которого, по-видимому, ему не хватает. Это также может быть связано с рождением второго ребенка. В ответ на свою неудачу он зачастую слышит: «Хватит плакать, хватит ныть». А ему хотелось бы, чтобы вы подошли, обняли, поцеловали и убедили его в том, какой он молодец и что у него все непременно получится. Во втором случае попробуйте похвалить его перед друзьями. Пусть это будет не разовая акция, хвалите его чаще, за маленькие победы и достижения. Тем самым вы поднимете его самооценку. Те дети, которые постоянно испытывают чувство вины, страха, им легче выплакаться и оставаться в позиции жертвы, нежели собраться с силами, выговориться и сделать иначе.
Такие несложные практические советы дала Зинера Мавлявиевна и что очень важно, их легко применить в решении не только этих вопросов, но также проецировать и на другие. А все потому, что основной их посыл заключается в том, чтобы услышать, понять и не навредить. На сегодняшний день педагог-психолог занимается с детьми средней и старшей групп с тяжелыми нарушениями речи, проводит групповые и индивидуальные занятия с использованием элементов сказкотерапии, музыкотерапии и других методов, ведет консультативную работу с родителями.