Капитан 2-го ранга Виль Нуруллович Шайдуллин сообщил, что в селе Старокангышево на могиле Курбангалия Мухамадияровича Мухамадиярова будут устанавливать памятник. И добавил, что он был матросом 3 класса на «Палладе» и участвовал в войне 1904-1905 годов с Японией.
Близкое для меня название! Парусный фрегат «Паллада» в середине 19 века приплыл к берегам будущего Приморского края и сегодняшней Северной Кореи. Если точнее, к рекам Туманган и Лючихизе. Первая теперь является водной границей двух стран – России и Кореи. Вторая омывает подножие Зайсановки, места моей службы в Советской армии, к сожалению, брошенного теперь гарнизона, и впадает в Японское море. С этих дней и началось становление Приморья «краем нашенским». По преданиям, во время прилива «Паллада» поднялась по нашей реке. И в 1870 году на широком пригорке неподалеку от изгиба реки, где стоял фрегат, появился поселок, названный в честь капитана Зайсанова – Зайсановкой.
Долго служила «Паллада», обветшала, в конце 1855 года была затоплена, её сменил фрегат «Диана».
Как тогда мог служить Курбангали Мухамадияров во время русско-японской войны на «Палладе»? Погодите, не спешите. Мог, и еще как! И получать награды.
Курбангали Мухамадияров родился в 1877 году в Старокангышево. По воспоминаниям участника войны против Японии в 1945 году Магруфа Шакирьянова, отец его друга Исхака Курбангали абзый был здоровым мужчиной двухметрового роста. Мальчики смотрели, как он в одно мгновение переплывал Агидель. Литровым ковшиком холодную колодезную воду выпивал одним глотком.
Часами он рассказывал о боях с японцами. Они, маленького роста, по несколько человек нападали на него - великана, а он то прикладом валил сразу троих, то в штыки поднимал по двое.
В 1899 году в честь легендарного судна начали строить новую «Палладу», но уже не парусный фрегат, а самый настоящий грозный крейсер Первого ранга, как и «Аврора». На нем и служил Курбангали Мухамадияров. Был комендором, то есть матросом-артиллеристом военно-морского флота. За героизм, проявленный в военных действиях против Японии, он был награжден знаком отличия Военного ордена IV степени под №171203 от 18 декабря 1904 года.
Курбангали Мухамадияров мальчикам показывал и кресты. Один из них был желтого цвета. Выходит, что он мог являться и кавалером Георгиевских крестов. Показывал и прятал, советская власть не очень жаловала героев царской армии. Более того, крест, как символ христианства, мусульман не очень «устраивал».
Крейсер «Паллада» был потоплен японской осадной артиллерией в Порт-Артуре (позже был построен еще один броненосный крейсер «Паллада», который участвовал в Первой мировой войне в составе Балтийского флота).
Раненый Курбангали попал в плен, его лечили в лазарете для военнопленных. Врачи Красного креста не смогли удалить пулю, застрявшую у сердца. Позднее побоялись трогать и в Дюртюлинской райбольнице. Курбангали умер от этой пули спустя сорок с лишним лет, в 1949 году. (О герое более подробно можно узнать в книге Светланы Гареевой «Старый Кангыш»).
На открытие памятника, сооруженного по инициативе Дюртюлинского филиала Морского собрания РБ, приехали многочисленные потомки героя, представители власти, общественных организаций и, конечно, члены филиала Морского собрания в Дюртюлях Закир Нуриахметов, Виль Шайдуллин и Ришат Валеев. На торжественном митинге выступили глава администрации Маядыковского сельсовета Александр Ишалин, военный комиссар г. Дюртюли, Дюртюлинского и Илишевского районов, полковник Ильгиз Багаутдинов, председатель совета ветеранов района Газим Саитов, внук героя, капитан дальнего плавания Исхат Исхакович Курбангалиев, праправнук - кадет 8 класса средней школы №4 Данил Хафизов.
Исхат родился в Узбекистане. С детства любил слушать рассказы отца Исхака о дедушке. Возможно, именно это и повлияло на то, что он выбрал судьбу моряка.
- Очень рад, что учился в морской академии имени адмирала Макарова, который когда-то наградил моего деда, - говорит Исхат Исхакович.