К нам в редакцию жительница города обратилась с вопросом. «В октябре я заболела, и пришлось оформить «больничный лист». На приеме врач сказала, что листок нетрудоспособности будет электронным и сделала в карточке соответствующую отметку. А на работе бухгалтер отказалась его принимать к оплате и потребовала оформить обычный бумажный, мотивировав тем, что она не может освоить новую компьютерную программу. Как мне поступить в такой ситуации?» Р. Вахитова.
На вопрос читателя газеты отвечает директор филиала №9 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РБ Люция Сулейманова:
- В соответствии с законодательством медицинская организация должна выдавать электронные листки нетрудоспособности, а работодатели - оплачивать по ним пособия по временной нетрудоспособности.
Напомню, что еще в октябре прошлого года было объявлено о готовности всех государственных медицинских организаций выдавать листки нетрудоспособности в электронном виде, а в этом году присоединились к этому процессу и некоторые частные клиники. Работодатели же обязаны оплачивать пособия как на основании электронного, так и бумажного «больничных». Однако надо учитывать, что полный переход к электронному варианту неизбежен. В мире, где уже все услуги и документация переходит в такой формат, в скором времени не останется места для
бумажного листка нетрудоспособности.
Электронные «больничные» - это дело новое, а все нововведения, как известно, требуют определенного времени. Мы помогаем всем гражданам и работодателям, оказываем техническую поддержку. Прорабатываем проблемные вопросы, детали с Министерством здравоохранения республики и страхователями. Очень скоро региональное отделение ФСС по Республике Башкортостан перейдет к выплатам пособий гражданам напрямую. А это предполагает обработку огромного количества документов сразу, так как речь идет о выплатах примерно по 100 тысячам страховых случаев в месяц. Срывы в обеспечении даже в одном месяце будут иметь массовый характер, и поэтому этого нельзя допускать. Электронное взаимодействие с Фондом на данном этапе обеспечит безболезненный переход в республике к прямым выплатам и их бесперебойность.
- А можно подробнее о том, как это работает?
- Пациент обращается в лечебное учреждение, и если он хочет получить «больничный лист» в электронном виде, врач запрашивает из информационной системы ФСС его номер, заполняет его в соответствии с правилами, а затем отправляет обратно туда же. Гражданин получает от доктора номер листка нетрудоспособности, который сообщает своему работодателю. Тот, в свою очередь, запрашивает документ по компьютеру по этому номеру, получает и обрабатывает, то есть производит выплаты. И снова отправляет его в информационную систему.
Хочу особо подчеркнуть вот что. Работодатели должны известить своих работников о готовности оплачивать электронный «больничный лист», чтобы не было срывов в выплатах. Если сотрудник получил электронный документ, а работодатель еще не участвует в информационном обмене с ФСС по этой части, то он обязан подключиться. Тем более, что перечень программного обеспечения для страхователей, поддерживающего работу с электронными листками нетрудоспособности, достаточно широк. Это бесплатные сервисы от ФСС, такие как АРМ «Подготовка расчетов» и «Личный кабинет страхователя», при пользовании которыми требуется электронная цифровая подпись. Кроме того, можно взаимодействовать с помощью программного комплекса 1С в разных редакциях, СБИС Электронная отчетность, «ПФ «СКБ Контур», ПАРУС, БОСС-Кадровик, АС «Смета», КОМПАС, Астрал Отчет.
-Какие аргументы можете привести в пользу электронного листка нетрудоспособности?
-Давайте вспомним, какие были проблемные моменты, когда мы переходили к новому бланку бумажных «больничных» в 2006 году. Одна буковка не в клеточке, ручка не того цвета, написали неправильно и уже работодатель не примет на оплату, опять надо идти просить о замене и так далее. На первом этапе ошибок было очень много. Сейчас их в разы меньше, но все равно и врачи, и бухгалтера боятся случайно испортить бланк. Электронный вариант снимает многие вопросы, просто нужны правильные действия. Работодатели, которые оценили его удобство, уже не хотят возвращаться к старому.
Удобен, прежде всего, расчет, особенно в «зарплатных» программах, где уже заложена вся информация. Всего три кнопочки, и все готово. Не нужно считать, вписывать данные и так далее.
Еще один важный плюс - экономия средств ФСС на изготовление бумажных бланков «больничных». Они являются документами строгой отчетности с высокой степенью защиты, и их изготовление достаточно дорогое.
Также обязательно надо отметить, что, наконец, избавимся от фальшивок. Ежегодно по обращениям работодателей мы проверяем большое количество листков нетрудоспособности на предмет поддельности. Это огромная трудозатрата и задержка пособий. Электронный листок нетрудоспособности полностью исключает эту проблему.
А еще он становится эффективным механизмом в снижении неформальной занятости. Только посудите, в год мы выдаем медицинским организациям около 1млн 200 тысяч бумажных бланков листков нетрудоспособности, за возмещением средств обращаются где-то по 700 тысячам. Остальные 400 тысяч листков остаются неоплаченными потому, что его выдали: человеку, работающему первый год совместителем и ему не положена оплата по листку нетрудоспособности; инвалидам, которые были длительное время на больничном и перебрали лимит оплачиваемых дней в году, и листки нетрудоспособности принимаются работодателем только для обоснования отсутствия на работе; мамам по уходу за больным ребенком в период ежегодного отпуска; аттестованным гражданам, которые не являются застрахованными по обязательному социальному страхованию; людям, работающим неофициально, но зачастую думающим, что трудоустройство официальное. Теперь с электронным больничным ФСС будет видеть листки нетрудоспособности, не запрошенные работодателем для оплаты, так как после выгрузки лечебным учреждением эти больничные останутся невостребованными.
- Что делать работодателям, у которых могут возникнуть проблемы с подключением в этот процесс?
-Обращайтесь к нам, поможем. Извещайте нас, чтобы мы знали, где возникают сложности и приняли максимальное участие в решении вопроса. На сайте г02.fss.гu выложена вся информация, также есть «горячие электронные адреса» - так мы назвали способ оперативного общения с работодателями по данным вопросам.