Юлдаш. Вести
+11 °С
Дождь
Все новости
Общество
15 Ноября 2017, 02:00

Можно ли вылечить социальные «болячки»?

Члены общественного совета при главе администрации района задались целью изучить качество оказания социальных услуг населению.

- Вопрос непростой, как может показаться на первый взгляд. Наша задача заключается в том, чтобы выработать рекомендации по улучшению деятельности учреждений, которые занимаются этим, - заметил, открывая очередное заседание, председатель Совета Тагир Якупов, - Сфера оказания социальных услуг у нас разнообразна и разнопрофильна.



Добавим, это деликатная сфера. В ней как нигде не должно быть формализма, бездушия. Не каждый может взяться обслуживать, скажем, лежащих, престарелых, немощных, людей с тяжёлыми формами физических, порою и умственных недостатков.


Гульшат Тимашева, директор центра оказания социальной помощи:


- Существуют различные формы социальных услуг: стационарные, полустационарные, помощь на дому и так далее. И все они требуют различных методов работы. К примеру, деятельность детского дома резко отличается от функций социального приюта для детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, прежде всего, по вине взрослых. Конечно, и там, и здесь задача одна – воспитать достойных представителей общества. Фарит Карманов, член совета,ветеран правоохранительных органов:


- Мы посетили Старобаишевский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Скажу прямо, с порога заведение блещет чистотой и порядком, персонал знает каждого клиента, его болячки и потребности. Мы беседовали со многими. И у нас сложилось мнение, что здесь работают действительно преданные своему делу люди. Провели среди пациентов анонимное анкетирование. При изучении мнений опрошенных в целом вырисовывается хорошая картина. Вроде все довольны и условиями, и работой персонала…


Ришат Бакиров, член совета:


- И в то же время мы заметили один парадокс: люди давали взаимоисключающие ответы. К примеру, один и тот же респондент, отвечая на вопрос о качестве обслуживания, ставит оценку отлично, а в следующей графе перечисляет уйму якобы имеющихся недостатков, которые опровергают им же данную высокую оценку. Так, наверное, не должно быть. Двое в качестве претензии высказались, что не разрешается свободный выход за пределы учреждения. Разрешить тоже нельзя – режим. Мы предложили и такой вариант: вовлекать одиноких к общественно-полезному труду, доступному, необременительному для них .


Эльза Шайхутдинова, директор дома-интерната:


- Мы неоднократно пытались привлечь своих питомцев к работе. Не от того, что у нас не хватает рабочих рук, а для того, чтобы дать человеку возможность реализовать себя, почувствовать свою нужность. Мало кто на такое откликнулся. Более того, большинство написали заявление об отказе сотрудничать, как ни прискорбно об этом говорить.


Среди наших пациентов есть и те, кто в своё время был осуждён, и по весьма серьёзным статьям. У некоторых из них остались повадки заключённых. И это надо признать откровенно.


У нас ещё проживают дети с ограниченными физическими возможностями. Мы благодарны людям, которые оказывают спонсорскую помощь, моральную поддержку. Ведь очень важно осознавать, что они не оторваны от общества, что есть люди, которые всегда готовы протянуть руку помощи.


Артур Тимашев, руководитель учреждения «Забота»:


- Многие до сих пор не понимают: задача нашей организации не извлечение прибыли, а социальное обслуживание населения, оказание бытовой, психологической, юридической помощи. Преимущественно пожилым одиноким людям. Уборка по дому, доставка продуктов и медикаментов, приготовление пищи – вот далеко не полный перечень обязанностей наших сотрудников. И всё это надо выполнить не формально, а с душой. Надо ещё поговорить, обсудить житейские вопросы, а то и поделиться сокровенными мыслями, то есть социальный работник и его подопечный строят доверительные, можно сказать, родственные по духу отношения. Именно такой персонал подобрался у нас.


Рида Файзуллина, директор социального приюта для детей и подростков:


- Чем отличается наш приют от детского дома? Детишки у нас находятся временно. Они из так называемых неблагополучных семей, семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Порядка 90 процентов детей возвращаются в свои кровные семьи. Это, считаем, большое достижение.
У нас тоже немало людей, готовых протянуть руку помощи. Это и трудовые коллективы, и отдельные жители района.
Да, мы понимаем: исполняем благородное дело. Многие заблудшие родители делают правильные выводы, исправляются и к выполнению своих обязанностей относятся лучше. Но… Нельзя без боли в сердце констатировать: в наше учреждение попадают дети родителей, - вдумайтесь! - которые некогда сами содержались у нас…


Рамиль Хасанов, заместитель главы администрации района:


- То, что здесь рассказали, это лишь видимая часть айсберга. Положение куда сложнее. Мы говорим: не должно быть социального сиротства, а оно не уменьшается, а даже усугубляется. Можете себе представить: на заседание комиссии по делам несовершеннолетних некоторые, с позволения сказать, мамаши приходят «под мухой». И откровенно пытаются оправдать проступки своих нашкодивших чад?


Далее, есть приёмные семьи, которые детей берут «на время», ради денег. Построили сарай и возвращают детей обратно. Это реальный случай из нашей современной истории, произошедший в одном из сёл. Мол, они «трудные», неисправимые, извините, не смогли, не вышло. А какую психологическую рану при этом они наносят? Об этом вряд ли задумываются.
В наш детский дом по решению Министерства образования республики направили троих детей из других городов – детей, которые практически неуправляемые. Их место не в детдоме, а в спецучреждении для малолеток, поскольку за короткое время натворили столько, что даже перечислить страшно. У них нет «тормозов», понятия, что такое хорошо и что такое плохо, отсутствуют напрочь. Я сам многие годы работал в школе. Встречал разных детей, но таких, слава богу, не доводилось…
А сколько случаев, когда дети судятся с родителями, родители - с детьми! Сколько желчи, ненависти, агрессии выплёскивается наружу. А ведь это родные люди, люди, объединённые одной кровью. А сколько брошенных на произвол судьбы престарелых мам, пап! Сколько брошенных детей! Недавний эпизод. Мамаша загуляла. Оставила троих малолетних детей без присмотра, без еды, оказалось, на несколько суток. Позвонили в неурочный час. Что делать? Пришлось детей устраивать в детский приют…
Таких примеров не просто много, а они множатся чуть ли не по арифметической прогрессии. И готовых рецептов решить эти социальные болячки нет. Пока нет. Остаётся лишь уповать на время. Оно наступит, и тогда само общество созреет - таких явлений станет меньше. Проблемы социального сиротства, детская преступность, преступления против детей – избавиться от этих напастей государству одному не под силу, какой бы экономикой оно ни обладало.

Хамит НАБИЕВ
Читайте нас: