Все новости
Культура
26 Апреля , 09:15

Национальный костюм – памятник народного творчества

16 апреля - День национального костюма народов Бащкортостана

Легенда ли, быль ли гласит, что 985 году русские пошли войной на Волжскую Булгарию. Им удалось захватить булгарских воинов в плен. Увидев на них всех добротные, красивые кожаные сапоги сильно удивились русичи, сами обутые в лапти. Главный военачальник сказав: «Вряд ли мы сможем завоевать народ, у которого все войско, даже рядовые воины обуты в такие сапоги», приказал прекратить битву и отпустить плененных. Так один из элементов национального костюма решил исход сражения. Уточним, что Волжская Булгария – это государство, существовавшее до прихода монгольских войск на территории теперешнего Татарстана, т.е. булгары – наши далекие предки. Вышитые красивыми орнаментами сафьяновые сапоги были и есть гордость татарского народа.

Эту историю рассказали ведущие - библиотекари Зульфа Хисматуллина и Зальфия Саитова на мероприятии, посвященном Дню национального костюма народов Башкортостана, который прошел в центральной библиотеке 16 апреля.

Напомним, этот праздник учрежден в 2020 году согласно Указу Главы республики Радия Хабиров. Он проходит два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. Этой весной день этот выпал на вышеуказанную дату.

Что касается национальной одежды татар, о нем говорила и руководитель народного фольклорного коллектива «Ак калфак» Светлана Васикова. Она поделилась с собравшимися знаниями о головных уборах татар - женском, который называется «калфак» и мужском – «тюбетей» и «кэлэпуш». Калфак без платка носили, к примеру, молодые незамужние девушки, а женщинам состоящим в браке обязательно на нее полагалось накидывать платок, скрыв волосы.

По элементам национального костюма любого народа можно было узнать возраст, социальный, матримониальный и прочие статусы его носителя. Каждый элемент платья, головных уборов, верхней одежды рассказывал о человеке и имел свое функциональное значение. Не зря говорится в известной поговорке, что «Встречают по одежке…». Оборки внизу женского платья у татар, например, указывали на детей, поэтому и назывались «балаитэк».

Об особенностях национального костюма башкир рассказывала на празднике руководитель общественной организации «Ак инейдэр» Резеда Зарипова. У башкир юго-восточного Урала, по ее словам, где добывалась серебро, в костюмы пришивались монеты из этого драгоценного металла, в одежде жителей других мест их не было. Яркий красный, оранжевый «чикмэн» носили у этого народа взрослые женщины, а молодым девушкам полагались более спокойные цвета - зеленый, к примеру. Так как башкиры охотились на диких зверей, их мех тоже использовался в одежде. Интересный элемент наряда, в том числе, и башкирских женщин монисто, которое ко всему прочему еще было и неким «кошелком» для хранения монет.

Большой вклад в изучение национальной одежды башкир внес Сергей Руденко, который участвовал в начале прошлого века в экспедициях в Уфимской, Оренбургской, Пермской губерниях. В 1915 году он выпустил книгу «Башкиры. Историко-этнографические очерки». Книга эта переиздана не один раз и остается актуальной и сейчас. Ею ознакомили собравшихся ведущие мероприятия. Также их вниманию были представлены труды Светланы Шитовой в этой области.

Выставка национального костюма, организованная к мероприятию включала и несколько платьев марийского народа. Их возраст оказался довольно солидным, сшиты они были больше 50 лет назад, но сохранились очень хорошо – на белом фоне ярко горели вышитые разноцветные цветы.

На мероприятии прозвучали стихи местных талантов поэтического искусства о национальных уборах, загадки и поговорки. Творческий коллектив «Ак калфак» исполнил замечательные песни. Выступали они в новых национальных концертных костюмах, которые им подарил Всемирный конгресс татар после получения гран-при на конкурсе национальной песни.

На мероприятии собравшиеся поднимали и серьезную проблему. Молодое поколение татар и башкир плохо знает свой родной язык, родную литературу, писателей и поэтов, их творчество. Между тем изучение и сохранение культурного наследия, которое включает в себя, в том числе язык и национальную одежду, являются необходимым условием предупреждения процесса разрушения и уничтожения народов, населяющих нашу большую страну, способствует сохранению их духовности, идентичности как нации.